струна Ми E----Г+---F---+---F#--+--G---+--G#--+--A---+--A#--+--H---+--C--- Си H----Г+---C---+---C#--+--D---+--D#--+--E---+--F---+--F#--+--G--- Соль G----Г+---G#--+---A---+--A#--+--H---+--C---+--C#--+--D---+--D#-- Ре D----Г+---D#--+---E---+--F---+--F#--+--G-ч-+--G#--+--A-ч-+--A#-- Ля A----Г+---A#--+---H---+--C---+--C#--+--D---+--D#--+--E---+--F--- Ми E----Г+---F---+---F#--+--G---+--G#--+--A---+--A#--+--H---+--C--- номер лада: --> I II III IV V VI VII VIII
сверху расположена самая тонкая струна, снизу - самая толстая.
Есть еще один простой способ записи. Шесть линий изображают шесть струн гитары и на них цифрами записывается номер лада, на котором прижимается струна. Та же мелодия песни про "Чижика" выглядит так:
1 --0-----0------1---0-------O--------------------------------O----- 2 -----1-----1-----------3-------------------2-0---1---1---1-------- 3 -------------------------------0---0---0-------------------------- 4 ------------------------------------------------------------------ 5 ------------------------------------------------------------------ 6 ------------------------------------------------------------------ Чи-жик пы-жик где ты был ? На Фон-тан-ке-э вод-ку пил!
Здесь уже не надо думать, где расположена нота, все написано прямо на линиях. Знак "0" означает что струна открыта, то есть совсем не нажата, а знак "Ш" означает паузу.
Конечно, такую запись труднее сделать, нужно расчертить линейки, да и места она занимает больше, зато ее легче читать. Жалко только, что в книгах и сборниках песен такая запись не используется. Для экономии места можно не рисовать те струны, на которых мелодия не играется:
Песня про Чижика
1 --0-----0------1---0-------O--------------------------------O----- 2 -----1-----1-----------3-------------------2-0---1---1---1-------- 3 -------------------------------0---0---0-------------------------- Чи-жик пы-жик где ты был ? На Фон-тан-ке-э вод-ку пил!
Песня про кузнечика
1 --0-----0------0-----------O------------------------0--0--O------- 2 -----0-----0-------4---4-------4---0---4---0----4----------------- 3 ------------------------------------------------------------------ В траве сидел куз-не-чик В траве сидел куз-не-чик
1 --0-----0------0-----------O------------------------0--0--O------- 2 -----0-----0-------4---4-------4---0---4---0----4----------------- 3 ------------------------------------------------------------------ Совсем как о- гу -ре-чик Зе-ле-нень-кий он был
1 --0--2----2-2-2---2---3-----3-3-3---3---3---2---0-----0--0--O----- 2 ---------------------------------------------------4-------------- 3 ------------------------------------------------------------------ Представь-те-себе Представь-те-се-бе Совсем как о- гу -ре-чик Представь-те-себе Представь-те-се-бе Зе-ле-нень-кий он был
На практике можно пользоваться любым способом. Умение записывать мелодию может пригодиться для того, чтобы лучше и быстрее запомнить и разучить незнакомую песню. Оно может пригодиться и тем, кто плохо воспринимает мелодию "на слух". Такой человек может сам себе играть эту мелодию и учиться ее петь.
|