То, что здесь будет написано - не учебник и можно научиться играть аккорды и не читая о музыке. Но для того, кто хочет немного понять, как получается музыка, это должно быть полезно. Большая часть этой информации не объясняется даже в музыкальных школах. Тот, кто впервые соприкасается с учебниками музыкальной грамоты бывает ошеломлен целой кучей непонятных терминов: названия нот, ключей, гамм, хитрых терминов на итальянском языке, кажется, что простому смертному этого никогда не понять. И у многих этот страх отбивает желание учиться на всю жизнь. А это ужасно обидно и неправильно. Но в то же время любой из вас, подойдя к фортепиано, сумеет одним пальцем сам подобрать несложную мелодию, не зная вообще никаких нот и терминов. Человек слышит звуковые колебания разной частоты от 20 Гц до 20 кГц. Это знает каждый. Однако, слух человека странно и интересно, даже загадочно устроен. Нашим ушам приятно слышать только те звуки, частоты которых относятся друг к другу как простые арифметические цифры, например, 1/2, 2/3, 3/4, 4/5 и т.д. Это величайшая основа музыки: <<Чем дроби проще, тем нам приятней звуки>>. А ведь именно такие звуки могут возникать в пустых резонирующих сосудах. Древние люди давно это заметили. Они брали пустой ствол дерева, закрывали его по торцам кожей и били палками. Или брали пустой ствол бамбука и дули в него. Получалась первая музыка. Пустой корпус музыкального сосуда имеет главную резонансную частоту и гармоники этой частоты, то есть звуки, частоты которых относятся к резонансной как простые дроби. Эти звуки звучат в сосуде долго и красиво. А остальные звуки в нем гаснут, затухают. То есть природа так сделала, что людям приятны именно те звуки, которые чаще всего появляются в природе, в самых простых вещах. Человеку кажется музыкой звон сосулек, звук капель воды, свист ветра в раковине, гудение туго натянутой тетивы лука. Итак, что такое ноты? Это звуки разной частоты, которые приятно слышать. Чем больше частота, тем "выше" нота, чем меньше частота, тем "ниже" нота. И эти частоты для нот подчинены простым законам арифметики и физики. Самая простая дробь - это отношение 1 к 2. Если одна частота больше другой в два раза, то для нашего уха эти две ноты звучат как одна, только одна "толще", а вторая - "тоньше". Если же взять простые дроби и расставить их в порядке возрастания на пути от 1 к 2, то мы получим такой ряд: 1 1:1 = 1.0 нота До 2 8:7 = 1.143 нота Ре 3 7:6 = 1.166.. нота Ми 4 6:5 = 1.2 нота Фа 5 5:4 = 1.25 нота Соль 6 4:3 = 1.333. нота Ля 7 3:2 = 1.5 нота Си 8 2:1 = 2.0 нота До Этот ряд имеет странную особенность. В нем соотношение частот (интервал) между нотами Ми-Фа и нотами Си-До почему-то меньше, чем все остальные. Если эти интервалы нарисовать, то получится такая картинка: До.==.==.Ре.==.==.Ми.==.Фа.==.==.Соль.==.==.Ля.==.==.Си.==.До.==.==.Ре тон тон полутон тон тон тон полутон тон Самый маленький интервал стали называть "полутон". А два полутона - это уже называется "тон". Древние инструменты именно так и были настроены. Но музыка развивалась. Оказалось, что не все ноты, которые может спеть человек, можно сыграть например, на гуслях. Вот посмотрите. Допустим, у нас есть мелодия Ре-Ми-Фа-Соль, а мы хотим сыграть такую же мелодию, но только начать ее от ноты Соль: До.==.==.Ре.==.==.Ми.==.Фа.==.==.Соль.==.==.Ля.==.==.Си.==.До.==.==.Ре I I ?? I мелодия ====> Ре.==.==.Ми.==.Фа.==.==.Соль Тогда вместо Ре будет Соль, вместо Ми будет Ля, а вместо Фа поставить нечего, нет такой ноты! Что делать? Музыканты придумали новые ноты, которые расположены посерединке между основными и называются также как основные, но с прибавкой слова "диез", значит, повышенный. Эта прибавка обозначается знаком "#". До#.==.==.Ре#.==. == .==.Фа#.==.==.Соль#.==.==. Ля#.==. == .==. I I I I I I I I I I I I До.==.==.Ре.==.== .Ми.==.Фа.==.==.Соль.==. ==. Ля.==. == .Си.==.До Дополнительных нот всего пять. На клавишах фортепиано они все выделены черным цветом и стоят во втором ряду. А на гитаре все ноты на грифе расположены одна за другой и никаким цветом не выделены. Теперь мелодию Ре-Ми-Фа-Соль можно сыграть от ноты Соль: До#.==.==.Ре#.==. == .==.Фа#.==.==.Соль#.==.==. Ля#.==. == .==. I I I I I I I I I I I I До.==.==.Ре.==.== .Ми.==.Фа.==.==.Соль.==. ==. Ля.==. == .Си.==.До I I I I мелодия ====> Ре. ==.== .Ми.==.Фа. ==.==.Соль Несмотря на то, что ноты с диезами называют "дополнительными", они стали совершенно равноправными нотами. Нельзя считать их какими-то особенными. Все ноты по значимости абсолютно равны. И неправильно считать, что нот всего 7. Нет, их число равно 12! И все равны! Любую мелодию можно начать играть с любой из нот и она будет звучать для слуха одинаково, только чуть выше или ниже. Это очень важно понять. История музыки корнями уходит далеко в прошлое. Это прошлое для тех, кто начинал его, было таким же естественным и простым, как природа. А нам, потомкам достались непонятные названия, странные обозначения. И наша задача - понять все это и отсеять исторические атавизмы. При этом надо сделать так, чтобы мы могли читать обозначения в книгах и сборниках песен, общаться друг с другом. Поэтому, к сожалению, нельзя полностью выбросить всю старую систему обозначений, придется привыкать к ним. Так, например, старые названия нот взяты из первых букв в каждой строчке старинного церковного гимна на латинском языке и нота "ДО" взята из слова DOMINICUS, то есть названия нот к музыке никакого отношения вообще не имеют. Но все к ним привыкли. Другой пример. Раньше основной считалась не мажорная гамма До-мажор, как сейчас, а минорная гамма Ля-минор. Ля--Ля#--До--Ре--Ми--Фа--Соль--Ля Ступени или номера этой гаммы обозначались первыми буквами латинского алфавита ABCDEFGH: Ля--Ля#--До--Ре--Ми--Фа--Соль--Ля минорная гамма A---B----C---D---E---F---G-----A обозначения ступеней Когда основной стала мажорная гамма До-мажор, в принятой системе обозначений не хватило буквы для ступени ноты Си и ее добавили, появилась буква "H". До--Ре--Ми--Фа--Соль--Ля--Си--До мажорная гамма C---D---E---F---G-----A----H--C обозначения ступеней Именно эти латинские буквы обозначения применяют сейчас для обозначения аккордов. И эти буквы придется заучивать наизусть. После этой небольшой прогулки в историю мы вернемся к изучению гитары и постараемся не столько зубрить названия, сколько понимать, как они возникают и что с ними можно делать.
|